Электронный дневник
Запись в детский сад
Ссылки

Проекты

"Профессии"

Проект по ранней профориентации
дошкольников                                                  информационно-практико-ориентированный                  «В мире профессий »
(долгосрочный)
для детей 5-6 лет

                                    Авторы проекта:
воспитатели высшей
                                           квалификационной категории
                                      Беркутова Т.А.,
Доронькина С.Д.

Тема: «В мире профессий»
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта: коллективный.
Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2021г. – май 2022 г.).
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели,
родители воспитанников (законные представители).
Образовательные области: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Цель проекта: формирование у дошкольников первоначальных знаний о профессиях и положительного отношения к труду и профессиональному миру.
Задачи проекта:
•    формировать у детей обобщённые представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
•    воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;
•    помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
•    формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
•    обогащать РППС (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, книжный материал, альбомы по конкретной профессии и т.д.) специальным оборудованием и игровым материалом для знакомства с разными профессиями;
•    использовать как реальные события, так и виртуальные дидактические продукты (видеоролики, презентации, игры) для изучения профессий;
•    привлечь родителей к проектной деятельности.

Актуальность проекта: Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе окружающих взрослых, родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. Для всестороннего развития детской личности воспитанников старшего дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Вступление ребенка в социальный мир не возможно без усвоения им первичных представлений о социальном мире, в том числе и знакомства с профессиями.
Проблема: у детей недостаточная информированность о разнообразии профессий, родители недостаточно владеют информацией и уделяют внимание данной теме.
Формы взаимодействия по проекту: Непосредственно образовательная деятельность, беседы, чтение детской художественной, познавательной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, наблюдение за трудовыми процессами людей разных профессий, опыт хозяйственно-бытового труда, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации, экскурсии, викторины, выставки рисунков и поделок, родительские встречи, анкетирование, консультации, акции.
Материально-технические условия реализации проекта: Мультимедийная система, атрибуты для игр, презентации, уголок ранней профориентации.
Методическое обеспечение проекта: Учебно-методические пособия, дидактические пособия, демонстрационный материал, картотеки «Стихи», «Загадки», «Беседы по ознакомлению детей с профессиональной деятельностью», «Физкультминутки о профессиях», сценарии викторин, детская художественная литература, детская познавательная литература.
Ресурсное обеспечение проекта: Педагоги, родители.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный: Анкетирование родителей; оценка уровня знаний детей по тематике проекта; обсуждение цели и задач с детьми и родителями; создание необходимых условий для реализации проекта; подбор материала по теме проекта.
II этап – основной (практический): Планирование видов деятельности, направленных на реализацию проекта; разработка плана мероприятий; непосредственное поэтапное решение проблемы: беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, наблюдение за конкретными трудовыми процессами людей разных профессий, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; разработка рекомендаций для родителей; тематические выставки.
III этап – заключительный: Обработка результатов реализации проекта; подведение итогов; игра-викторина «Все профессии нужны, все профессии важны»; оценка уровня знаний детей по тематике проекта.

Месяц    Модули проекта    Задачи    Формы проведения    Материалы, оборудование



Сентябрь    Диагностика знаний детей о профессиях    Выявить имеющиеся знания у детей по профессиям.    Беседа, обсуждение, опрос и т.п.    Книги, сюжетные картинки, иллюстрации.
    

«Профессии в детском саду»    

Обогащать знания и представления детей о профессиях работников детских садов.    Экскурсии по детскому саду, беседы, просмотр презентаций по теме.
Моделирование сюжетно-ролевой игры «Детский сад».
Основные понятия: воспитатель, музыкальный руководитель, мед.сестра, прачка, повар, помощник воспитателя,  забота, любовь к детям и др..    

Атрибуты для моделирования игровых ситуаций: в кабинете медсестры, в прачечной, на кухне и др.

Октябрь    
«Профессии моих родителей»    Обогащать знания и представления детей о профессиях родителей.    Подготовка детьми и родителями презентации или альбомов с фотографиями о работе родителей.    Мультимедийное оборудование, презентация, тематические альбомы и др.







Ноябрь    

«Врач»    Обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями, сформировать понимание значимости данной профессии для общества.    Беседы, экскурсии в процедурный кабинет, кабинет педиатра, встреча с врачами.
Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника».
Основные понятия: врач, больной, пациент, бинт, вата, шприц, термометр, таблетки, йод и др.    Атрибуты для моделирования игровой ситуации: «В кабинете у врача», «Процедурный кабинет» и др.
Тематические презентации, иллюстрации и др.
    
«Фармацевт»    Обогащать знания и представления детей о профессии фармацевт. Познакомить с обязанностями и трудовыми действиями. Сформировать понимание значимости данной профессии для общества.    Беседы, обсуждения, экскурсия в аптеку.
Сюжетно-ролевая игра «Аптека».
Основные понятия: фармацевт, лекарства, антибиотики.    Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Аптека».
Тематические презентации, иллюстрации и др.






Декабрь    

«Почтальон»    Знакомить детей с городской почтой, её назначением, расширять знания о работниках почты. Воспитывать навыки поведения в общественных местах.    Экскурсия на городскую почту.
Сюжетно-ролевая игра «На почте».
Основные понятия: почтовое отделение, почтальон, письмо, посылка, индекс.    Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Почта».
Тематические презентации, иллюстрации и др.
    


«Строитель»    Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях. Формировать уважение к рабочим строительных специальностей.    НОД, экскурсии на стройку (рядом со стройкой), беседы, обсуждения, сюжетно-ролевые игры и др.
Основные понятия: каменщик, плотник, маляр, сантехник, плиточник, кровельщик, электросварщик, цемент, щебень и др.    Тематические презентации, иллюстрации разновидностей домов и строительных материалов, строительных машин и профессий.
Атрибуты для сюжетной игры «На стройке» и др.
Январь    «Аниматоры»    
Познакомить с профессиональной деятельностью аниматоров.    Беседы, моделирование сюжетно-ролевой игры.
Основные понятия: сценарий, подготовка костюмов, украшение зала, организация конкурсов и др.    Атрибуты для моделирования сюжетно-ролевой игры «Аниматор»: костюмы, маски, колпаки, мольберты, фломастеры, листы бумаги.
Февраль    «Пожарная часть»    Познакомить с профессиональной деятельностью пожарных.    Беседы, экскурсия в пожарную часть, сюжетно-ролевая игра «Пожарная часть».
Основные понятия: огонь, пожарная машина, смелость, снаряжение, пожарный рукав.    Предметные картинки со снаряжением пожарного, оборудованием для тушения пожара и др.
    «Профессия военный»    Знакомить детей с профессиями военнослужащих. Расширять представления детей о Российской армии. Знакомить с разными родами войск (сухопутными, морскими, воздушными).    НОД, беседы, подготовка выставки и др.
Основные понятия: сухопутные, морские, воздушные рода войск, танкисты, связисты, ракетчики, артиллеристы, сапёры, пограничники, героизм, патриотизм и др.    Тематические презентации, видео-фильмы, иллюстрации, фотографии и др.






Март    

«Домохозяйка»    Познакомить детей с особенностями труда домохозяйки. Воспитывать уважение к труду домохозяйки.    Презентации «Моя мама домохозяйка», беседы, встречи с мамами-домохозяйками, сюжетно-ролевая игра.
Основные понятия: домашний уют, чистота, домашний очаг, прачка, посудомойка, повар, добрая, ласковая и др.    Тематические презентации, видео-фильмы, иллюстрации, фотографии и др.
Атрибуты для сюжетной игры «Домохозяйка».
    

«Парикмахер», «Косметолог»    Знакомить с особенностями профессий парикмахера и косметолога.    
Беседы, обсуждения, экскурсии в салон красоты, сюжетно-ролевая игра.
Основные понятия: ножницы, фен, лак, расчёска, стрижка, причёска, краска для волос, модельная стрижка, кожа, маски, здоровье и др.
    Тематические презентации, видео-фильмы, иллюстрации, фотографии и др.
Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Салон красоты «Мальвина».





Апрель    

«Отдел полиции»    Формировать представление о профессиональной деятельности полицейских.    НОД, беседы, обсуждения, встреча с полицейским, сюжетно-ролевая игра, выставка рисунков и поделок и др.
Основные понятия: правонарушение, закон, охрана, следователь, криминалист, улика, фоторобот и др.    Тематические презентации, видео-фильмы, иллюстрации, фотографии и др.
Атрибуты для сюжетной игры «Отдел полиции» и др.
    


«Лесник»    
Познакомить детей с профессией лесник. Воспитывать уважение к труду лесника.    
Основные понятия: заповедник, животные и растения «Красной книги».    

Фотографии, иллюстрации.




Май    
«Все профессии нужны, все профессии важны»    Закрепить представления о разных профессиях, о значимости труда взрослых. Воспитывать уважение и любовь к труду взрослых.    
Игровая программа.    Музыка, эмблемы для команд, мультимедийное оборудование, презентация.
Атрибуты для разных профессий.
    Диагностика знаний детей о профессиях    Выявить имеющиеся знания у детей по профессиям.    Беседа, обсуждение, опрос и т.п.    Книги, сюжетные картинки, иллюстрации.

Интернет-ресурсы: Международный образовательный портал maam.ru; социальная сеть работников образования nsportal.ru.
Примерный тематический план проекта
Работа с родителями: Анкетирование родителей по теме: «Что знают дети о профессиях своих родителей?»
Консультации для родителей: «Знакомим малыша с профессиями взрослых», «Профориентация в дошкольном образовании», «Все работы хороши, или знакомство детей с профессиями».
Помощь в организации экскурсии, подборе художественной литературы, иллюстраций.
Совместное изготовление с родителями альбома «Профессии родителей».

Результат: Обсуждение итогов, игра-викторина «Все профессии нужны, все профессии важны»; альбом «Профессии родителей».

Ожидаемые результаты для детей и родителей: В процессе тематической деятельности 90% детей расширили свои познания о разных профессиях, о значимости и взаимосвязи разных видов труда; многие выражают желание, кем хотят стать, когда вырастут, что будут делать, какую пользу принесут людям. У 70% родителей воспитанников появилась твёрдая уверенность в том, что задачами профориентации нужно заниматься уже с дошкольного возраста, родители приняли активное участие в проекте.
Выводы: Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Реализация проекта ранней профессиональной ориентации дошкольников позволит расширить информированность наших воспитанников о профессиях, поможет сформировать у них образ «Я – профессионал» и обеспечит преемственность в рамках непрерывного образования.

Литература:
1.Алябьева Е.А. «Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет».
2.Алябьева Е.А. «Поиграем в профессии. Книга 2. Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет».
3.Алябьева Е. А. «Ребёнок в мире взрослых. Рассказы о профессиях».
4.Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010
5.Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2
6.Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014

                                      

Фотоотчет

Нормативные документы





К списку
Создано: 09.08.2022 10:09:36   |   Изменено: 15.08.2022 09:12:12
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
НОД по музыкальному развитию «Знакомство с музыкальными инструментами разных стран»
Фотографии