Электронный дневник
Запись в детский сад
Ссылки

Проекты

Юные исследователи

Участники проекта: дети 4-5 лет.                                         Продолжительность: краткосрочный.                                                                        Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Введение.                                                                                                                           Закон «Об образовании в Российской Федерации» ставит перед дошкольным образованием задачи не только на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья, но и на формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в рамках образовательной области «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, которое может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).
В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленными в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования, мы видим следующие:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;                                                                                                             - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.                                                                                          - ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Таким образом, формирование исследовательских умений дошкольников - одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно-деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.
В развитии любознательности стоит отметить одну ее важную особенность: детский возраст в большинстве случаев оказывается решающим. В более поздние возрастные периоды развить данное качество- задача более сложная. Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность. Задачей исследовательской деятельности в дошкольном возрасте –это: вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Актуальность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между: большим объемом методических разработок по организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью системы необходимых условий для ее организации.

Цель: выявить педагогические условия, необходимые для организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.                                                                                                                         Что включает:
- создание предметно-развивающей среды для организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;
- организация взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;
- познавательно-исследовательскую деятельность в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Таким образом, средствами познавательного развития являются познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии. При организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников на основном этапе используются различные игровые методы, упражнения, беседы, мини-эксперименты, разного рода наблюдения. Результатом познавательно-исследовательской деятельности дошкольника является интеллектуальная компетентность, которая характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.

Название проекта «Юные исследователи» в средней группе
Визитка проекта
Опытно - экспериментальную деятельность по изучению неживой природы проводится в рамках нерегламентированной образовательной деятельности с детьми средней группы, организованная во второй половине дня в специально оборудованном уголке экспериментирования  «Веселая лаборатория».
Данный проект представляет собой создание в группе условий для развития у детей познавательной активности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования.
В процессе опытно - экспериментальной деятельности используются следующие виды деятельности:                                                                            - игровая;
- познавательно - исследовательская (опыты) и продуктивная;
- коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)
Все беседы и опыты проводятся с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Для развития игровой ситуации можно включается участие игрового персонажа  и сопровождается совместная деятельность классической музыкой со звуками природы. После совместной опытно - экспериментальной деятельности проводятся воспитательные моменты это почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.
Краткая аннотация проекта
Наблюдая за детьми своей группы, мы выявили, что у детей наблюдается системная познавательная активность через все виды деятельности. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно наши воспитанники познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. Создав соответствующую предметно-пространственную среду в группе и обеспечив необходимым оборудованием (ракушки, камешки, разнообразные контейнеры, воронки, пластиковые баночки, губки, пробки, мы начали проводить всевозможные игры - эксперименты. В процессе игр дети узнали, что вода не имеет вкуса, запаха, что тяжелые предметы (камешки) в воде тонут, а легкие (поролон, пробки, перышки) нет. С большим интересом дети наблюдали за тем, что водичку можно «покрасить», они с удовольствием окрашивали воду разными цветами.После нескольких наблюдений сделали выводы :что без воды не могут жить растения, птицы, рыбы и человек, рассматриваем с детьми картины, ухаживаем за растениями. В процессе работы, играя с детьми, создавались проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать какие-то самостоятельные выводы.
Педагогическая актуальность                                                                                               Для детей дошкольного возраста (4-5 лет) экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, мелкой моторики пальцев рук, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования взрослый создает проблемные ситуации, которые способствуют активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения, а через объяснения и умозаключения у детей пополняется словарный запас. А постановка вопросов, которые заставляют ребенка вернуться к прошлому опыту (эксперименту, способствует развитию памяти).
Цель проекта: Создать в группе условия для развития у детей познавательной активности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. Научить детей через игры - опыты определять физические свойства воды, воздуха, песка и  делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
Задачи:
Для детей:
1. привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;
2. сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок );                                                                                          3. учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;                                                                                                                                               4. формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;                                                                                                         5. стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

    Для педагога:                                                                                                                           1. познакомится с современной методической литературой по детскому экспериментированию;
2. выстроить систему работы, которая обеспечит, формирование познавательной активности у детей в проектной деятельности;
3. систематизировать литературный и иллюстрированный материал по детскому экспериментированию в средней группе по теме «Неживая природа – вода, воздух, песок»;
4. организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков экспериментирования;                                                                                                      5. привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни;
6.провести заключительное мероприятие: представление презентации по проекту.
7. Участники проекта: дошкольники среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет, воспитатель группы, родители.

Формы работы: беседы, опытно-игровая деятельность активизирующее общение, проблемные ситуации, рассматривание картин, иллюстраций, наблюдение.
Работа с родителями:
Проведение консультаций для родителей; организация познавательно-развивающей среды группы уголок.

Ожидаемый результат:
Реализация представленного проекта поможет педагогам:
- организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков экспериментирования;
- привить своим воспитанникам первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности.
Дети среднего дошкольного возраста:
- сформируются знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок);                                                                                                                - научатся сопоставлять факты и выводы из рассуждений;                                                   - повыситься уровень речевой активности;                                                                                 - обогатиться активный словарь, разовьется связная речь;                                                                            - сформируется опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
Родители:                                                                                                                                 - привлечение родителей к образовательному процессу и экспериментированию в повседневной жизни.                                                                Мероприятия, направленные на достижение ожидаемого результата.















Подготовительный этап:      (29.01 2021)                                                                                         Постановка цели.                                                                                                        Определение актуальности и значимости проекта.                                                             Подбор методической литературы по теме детское экспериментирование в детском саду и дома, для реализации проекта.                                                     Планирование опытов и экспериментов в рамках неживой природы. (Приложение)

Практический этап: (01.02.2021 – 05.02.2021)
Создание и обустройство уголка экспериментирования для успешной реализации проекта.
Работа с детьми по плану: проведение опытов с водой; проведение опытов с воздухом; проведение опытов с песком; проведение опытов с природным и бросовым материалом.
Работа с родителями: разработка консультации - детское экспериментирование в детском саду; разработка рекомендаций по организации детского экспериментирования в домашних условиях, проведение опытов и экспериментов дома.

Заключительный этап: (08.02.2021)
Презентация проекта. Создание продукта. Размещение в социальных сетях опытов и экспериментов детей дома и в детском саду.























месяц
    работа с детьми    работа с родителями    взаимодействие педагогов

01.02.2021




    Проведение
опытов с водой:        «Разноцветная водичка», «Снег и вода», «Вкусная водичка».                  П.игра:
«Снежная карусель».    
Консультация: «Детское экспериментирование в детском саду».    

Консультация для педагогов:
«Уголок экспериментирования в детском саду».



02.02.2021






    Чтение стихотворений Ф. Бобылева «Шар воздушный, шаловливый…»,               Я. Аким «В праздниках на улицах в руках у детворы горят, переливаются воздушные шары».
  Проблемная ситуация: «Издает ли воздух звук».
Проведение                опытов с воздухом: «Буря в стакане», «Свойства воздуха», «Что в пакете», «Мыльные пузыри».
Дыхательные упражнения: «Ветер-ветерок», «Снежинка».    




Рекомендации по организации детского экспериментирования в домашних условиях.
    




Картотека опытов и экспериментов в средней группе.




03.02.2021





    Проведение                   опытов с песком:         «Пересыпание песка, песок мокрый и сухой, поделки из песка», «Песочная страна», «Рисунки на песке».
Рассматривание иллюстраций: «Постройки из песка»    

    
Инструкция по технике
безопасности
при проведении опытов с детьми.


04.02.2021





    Беседа:
«Волшебное стекло».
Рассматривание природного материала.
Проведение опытов с бросовым материалом: «Легкий-тяжелый»,
«Тонет- не тонет»,
«Волшебная
            рукавичка».
Д.игра «Чудесный мешочек».    


Консультация: «Экспериментируем дома».    


05.02.2021






    
Наблюдение за растениями(беседа).

Проведение          опытов с растениями:
«Витамины на окне», «Может ли растение дышать».

Д.игра:
«Угадай растение».    

Памятка:                    «Что можно, а что нельзя» (по технике безопасности при проведении опытов)    









Заключение                                                                                                                     Анализ литературы позволил раскрыть теоретические аспекты организации познавательно-исследовательской деятельности, которые заключаются в следующем: в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие высших психических функций (внимание, восприятие, память, мышление, воображения, речи, способов умственной деятельности (умение сравнивать, анализировать, обобщать).Формируются умения: видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, структурировать полученный материал, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.
   познавательно-исследовательская деятельность дошкольника имеет логическую последовательность: любопытство, любознательность, и собственно исследовательская деятельность.
познавательно-исследовательская деятельность дошкольника состоит из тех же действий, что и научно-исследовательская деятельность и предполагает поиск истины через вовлечение в деятельность, исследовательскую.
существуют различные методы, пути, способы организации познавательно-исследовательской деятельности, формирование познавательно-исследовательских умений.
В результате проведённого проекта
по изучению неживой природы (воздух, вода, песок) в средней группе были реализованы следующие задачи:
1) Изучены теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
2) Выявлены педагогические условия, необходимые для организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
3) Разработана серия опытов по познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы.












  Используемая литература:
1. Веракса, Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов —М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 — 77 с.
2. Деркунская, В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. / В. А. Деркунская — М.: Центр педагогического образования, 2012. — 144 с.
3. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование.Старший дошкольный возраст: Учеб. Пособие. / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир— М.: Педагогическое общество России, 20013. — 80 с.
4.Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»
5.Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 № 1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 № 30384) // Российская газета. - 2013.- 25 ноября (№ 265).
6. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 –7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт. -сот. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. —Волгоград: Учитель, 2012. — 333 с.
7. Поддьяков, Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка. От рождения до шести лет. / Н. Н. Поддьяков — М.: Речь, 2010. — 144 с.
8. Савенков, А. И. Материалы курса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»: Лекции 1–4. / А. И. Савенков — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. — 52 c.
9. Савенков, А. И. Материалы курса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»: Лекции 5–8. / А. И. Савенков — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. — 92 c.
10. Савенков, А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. / А. И. Савенков—Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. —32 с: ил.
11. Тонкова, Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова //Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). —Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74



Фотоотчет





К списку
Создано: 12.03.2021 09:18:11   |   Изменено: 12.03.2021 09:18:11
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Бдительность на железнодорожном вокзале!
Фотографии